Как автомобиль Дарго получился новой вехой китайского автопрома, так и его двигатель, GW4N20, стал очередным достижением местного моторостроения, войдя в топ-10 лучших китайских двигателей 2020 года. Надо отметить, разрабатывался силовой агрегат в сборе, т е двигатель в комплекте с 9-ступенчатым роботом, но для Дарго решили не увлекаться новизной и поставить в пару к новинке уже апробированный DCT7.
Конструкция двигателя
По своему устройству GW4N20 представляет собой 4-цилиндровый турбобензомотор с искровым зажиганием, непосредственным впрыском, промежуточным охлаждением наддуваемого воздуха и 10-мм смещением коленвала относительно вертикальных осей цилиндров.
Судя по яростному отрицанию самими китайцами, за основу все-таки был взят широко известный двигатель ЕА888, однако подвергли его глубокой модернизации, направленной, в первую очередь, на повышение его КПД и снижение веса, а не на рост динамических показателей.
Цели своей GW во многом добились, тепловой КПД GW4N20 достигает 38,3%, приближаясь по этому показателю к дизелям, при этом двигатель получился относительно легким. Прежде всего, за счет цельноалюминиевого тонкостенного блока, пустотелых распредвалов, применения пластика в менее ответственных деталях, типа впускного коллектора итд.
Цикл Миллера, в отличие от немецкого предка, китайцы реализовали тоже по своему, более ранним закрытием впускных клапанов. Такая схема обеспечивает более полное сгорание, в то время как немецкая, с ранним закрытием выпускных, минимизирует «турбояму».
Вообще же смысл цикла Миллера в минимизации насосных потерь на частичных нагрузках. Воздуха в камеру сгорания на ходе впуска подается меньше, как раз для сгорания меньшего количества топлива, соответственно, он оказывает меньшее сопротивление поршню на такте сжатия.
Другой особенностью, направленной на все ту же экономию, стали электронноуправляемые масляный насос переменной производительности и помпа. С водяным насосом понятно, электроника отслеживает температуру ОЖ и запускает помпу после достижения рабочего диапазона. С масляным насосом похоже, только микросхемы, дозируя производительность, учитывают и обороты двигателя и нагрузку на него.
Аналогично ЕА888 китайский мотор имеет балансирные валы с резиновой амортизирующей вставкой в шестерне привода, однако расположили их внизу, практически в картере, а не сбоку, как у «немца».
Еще одна схожесть — встраивание выпускного коллектора в головке блока. Цель та же, более быстрый выход двигателя на рабочую температуру. В днище поршня выполнены выемки, оптимизирующие вихревые процессы перемешивания топлива с воздухом, а само топливо впрыскивается форсунками под давлением 350 бар для лучшего распыления.
На рабочую поверхность верхнего компрессионного кольца нанесено антифрикционное покрытие, а распор кольца изначально уменьшили для снижения силы трения. Привод обоих распредвалов осуществляется цепью, причем необслуживаемой. Добились этого в том числе и применением натяжителя цепи с износостойким покрытием.
Надежность и ресурс
Моторы пошли в серию только в 2020 году, поэтому каких-то характерных дефектов на практике пока не выявлено, а о ресурсе можно делать только гипотетические предположения. Испытательные прогоны на стендах в течении 5 000 часов моторы прошли без особых замечаний, но конструкция довольно сложная и явно нежная.
Китайские блогеры, покатавшись на Дарго по песку, при последующей разборке двигателя обнаружили дефекты на парах трения, в частности, поверхности кулачков распредвала, скажем так, не заводского происхождения, а в нагаре на впуске — пыль, ощутимую пальцем.
Т е к эффективности воздушного фильтра возникают вопросы. Похоже, китайцы в погоне за экономичностью увеличили поры фильтра до неприемлемых значений, в реальной эксплуатации его лучше сразу заменить или хотя бы избегать пыльных дорог. А если так по всем деталям ДВС?
Технические характеристики
В Китае мотор существует в двух версиях: GW4N20 на 150 кВт (примерно 204 л. с.) и GW4N20А на 180 кВт (примерно 245 л. с.). В Россию поставляется дефорсированная до 141 кВт/192 л. с. версия. Ради налогового маневра или снижения нагрузок, вопрос другой.
Тип ДВС | Бензиновый, с непосредственным впрыском, турбонаддувом |
Рабочий объем, см3 | 1 998 |
Цилиндры | 4, в ряд |
Максим. мощность, кВт/л. с. | 141/192 |
при об/мин | 5 600-6 300 |
Максим. крут. момент, Нм | 320 |
при об/мин | 1 500-4 000 |
Степень сжатия | 12:1 |
Расход топлива, л/100 км
|
10,9 (12,0) 6,7 (7,5) 8,3 (9,2) |
В скобках параметры полноприводной версии
Номер двигателя
Выбит на передней поверхности блока (со стороны ремня) вверху, продублирован на табличке на ГБЦ.
Итоги и выводы
Технически двигатель Хавал Дарго весьма передовой и сложный. Однако надежность его пока под вопросом, а цифры расхода топлива, даже заводские, не самые впечатляющие.