На моделях Хавал Ф7 и Ф7х устанавливается роботизированная 7-ступенчатая КПП собственной разработки, незначительно отличающаяся в зависимости от типа привода:
- GW7DCT1-A02 для машин с передним приводом;
- GW7DCT2-A02 для машин с полным приводом.
Так же имеются различия в передаточном отношении главной пары в зависимости от двигателя, причем странные: машины с более мощным двухлитровым мотором комплектуются и более «тяговыми» главными парами. Какая логика тут работала, непонятно.
Согласно ОТТС, на автомобилях, оснащенных двигателем GW4С20 на 190 л. с. будет стоять главная передача с отношением 4.733, а с ДВС GW4B15 на 150 л. с с передаточным числом 3.944.
История вопроса
Еще в середине 2010-х годов практически все КПП GW покупала у сторонних производителей, втч у фирмы Getrag, которая к тому времени уже делала 7-ступенчатого робота для Мерседес. Поскольку китайцы были крупнейшими заказчиками Гетрага, то методы воздействия на поставщиков нашлись быстро, и немцам пришлось согласится «помочь» Китаю в развитии собственного трансмиссионного производства.
Вместе с тем, хаваловцы сманили к себе немецкого гуру трансмиссий, Герхарда Хеннинга, 25 лет проработавшего в VW и Daimler над автоматическими и роботизированными коробками. Неудивительно, что первый блин коробка получился не комом, а скорее фольксвагеновско-мерседесовским гибридом. Как для первой попытки, коробка вышла на удивление удачной и её начали устанавливать на массу моделей Хавала, от Джолиона до внедорожников.
Конструкция
Конструктивно она сильно напоминает немецкие роботы, тот же DQ500, отличаясь, однако, рядом упрощений. Схема идентична, два многодисковых сцепления в масляной ванне, два промежуточных вала для четных и нечетных передач, электрогидравлическая схема управления. А вот мехатроник Китай пока не осилил, он остался импортным.
Также РКПП оснащена собственной системой охлаждения с электропомпой и теплообменником, встроенным в систему охлаждения двигателя.
Трансмиссия | роботизированная механическая | |
Сцепление | 2 многодисковые муфты в масляной ванне | |
Коробка передач | GW7DCT1-A02 (для переднего привода) или GW7DCT2- A02 (для полного привода) |
|
автоматическая, с возм. ручного управления | ||
– число передач, передаточные числа |
вперед – 7, назад – 1 | |
1 — | 3.688 | |
2 — | 2.684 | |
3 — | 1.679 | |
4 — | 1.022 | |
5 — | 0.830 | |
6 — | 0.804 | |
7 — | 0.642 | |
З.Х. — | 3.598 | |
Главная передача | цилиндрическая (передняя), коническая (задняя) | |
– передаточное число | 3.944 (перед. привод) | 4.733 (полный привод) |
Эксплуатационные параметры
Передаваемый крутящий момент | До 450 Нм |
Вес КПП (в заправленном состоянии) | 83 кг |
Периодичность замены масла в КПП (для Ф7/Ф7х, для других моделей может отличаться) |
50 т. км пробега или 5 лет эксплуатации |
Применяемое масло в КПП | Shell Spirax S5DCT11 |
Заправочный объем, л | 6,7 ± 0,3 |
Примечание: при замене масла в РКПП также предусмотрена замена фильтра и корпуса фильтра.
Проблемы, надежность и ресурс КПП F7/F7x
В России эти коробки массово стали появляться с 2019 г и за это время каких-то специфических дефектов у них выявить не удалось, основная причина обращения в сервисы — заварка корпуса вследствие повреждения на дороге, т е причина, к надежности самих коробок отношения не имеющая.
В Китае эти КПП появились ранее и там уже есть машины с солидными пробегами. На видео ниже китайский мастер показывает одну из таких, по причине естественного износа сальника начало подтекать масло и вроде как попадать на пакеты фрикционов.
Но такой дефект едва ли можно назвать критическим, замена сальника хотя и требует недешевых разборочно-сборочных работ, все-таки несопоставима с выходом из строя мехатроника или блоков шестерен.
Отдельный вопрос, живучесть сцеплений. По аналогии с ВАГовскими некоторые эксперты пришли к выводу о ресурсе в 100-120, возможно, 150 тыс. км. Но, с другой стороны, уже известны случаи пробега таких коробок за 200 тыс. км на родных фрикционах. Конечно, можно спорить о пропорциях между городским и загородным километражом, понятно, что в последнем случае условия работы сцеплений куда проще, но тем не менее.
А пока основные проблемы владельцев, как ни странно, поджидают на этапе обкатки. Первые пару тысяч, иногда до 5 тыс. км, электроника коробки приспосабливается к манере вождения владельца и этот процесс редко идет гладко. В этом компоненте китайские РКПП еще уступают немецким.
Особенно это заметно на полуторалитровом моторе, под двухлитровый робота «затачивали» изначально и там обкатка обычно проще. А под 1,5 литра КПП просто воткнули, и ей такая «свадьба» дается тяжелее. Но, стерпится — слюбится, чуть позже, но все равно начнет ездить нормально.
Итоги и выводы
Роботизированная коробка Хавал Ф7/Ф7х, созданная китайцами по образцу немецких и под руководством немца, получилась достаточно надежной, в том числе и благодаря запасу по крутящему моменту. Так что заявленный ресурс в 300 тыс. км вполне реален. Однако это никоим образом не отменяет процессы естественного износа и на каком-то пробеге ряд узлов или деталей придется менять.
Что касается проблем, то большая часть из них связана с непривычностью для водителя роботизированной КПП, попытками ездить на ней так, как привык до этого на других типах коробок, и со временем сами по себе решаются.