Автомобили Хавал Ф7 собираются на собственном предприятии китайского концерна, расположенном в индустриальном парке «Узловая» в Тульской области. Это один из немногих в России автозаводов полного цикла, имеющий свое штамповочное, сварочное и окрасочное производство.
История его начинается в 2014 г, с подписания соглашения о намерениях между российской и китайской сторонами на выставке в Шаньхае. В том же году власти выделили земельный участок площадью 216 гектар и китайцы приступили к строительству завода.
Для китайских компаний Россия важна не только как один из крупнейших рынков сбыта их автомобилей, но и как пилотный проект экспансии китайского автопрома за пределы своей родины. Потому китайцы решились на масштабные инвестиции, завод способный выпускать в перспективе до 150 тыс авто обошелся им в полмиллиарда долларов.
Первую товарную продукцию автозавод выдал в 2019 г. и это был как раз Haval F7, а на его презентации журналистам показали F7x как следующую в очереди на освоение.
Технологический процесс
Импортный оцинкованный металл после очистки поступает на линию штамповки, где несколько прессов со сменными насадками последовательно вырубают, зачищают кромки и профилируют деталь кузова. Затем они поступают на участок сварки, где усилиями людей и роботов получается остов кузова.
Далее следует окрасочный цех. Он не только полностью автоматизирован, присутствие человека там вообще не допускается, поскольку как живое существо, он будет источником пыли. Первой идет ванна с катафорезом, далее наносится слой грунтовки, эмали, окраска внутренних поверхностей, нанесение лака и сушка. Все материалы бренда PPG.
Сборочный цех представляет собой комплекс нескольких линий и участков. Пока кузов одевают в интерьер и вклеивают стекла, на другой линии подсобранные отдельным участком двигатели постепенно обрастают деталями и узлами шасси. Практически полностью оно собирается отдельно от кузова.
Но их соединение (кузов опускают на шасси сверху) сложный и ответственный, но далеко не финальный этап. После него идет установка колес, бамперов и навешивание дверей. Далее участок заправки техническими жидкостями и в специальной вентиляционной камере первый запуск двигателя.
Следующим идет «световой туннель«, участок для выявления дефектов кузова и окончательной регулировки кузовных зазоров. Предпоследним идет участок настройки и регулировки, там прописываются датчики давления в шинах, выставляется сход-развал, регулируются фары итд.
И напоследок машина поступает в дождевальную камеру, призванную выявлять возможную негерметичность автомобиля в случае воздействия на него осадков. После 6 минут в ней машина осматривается и выкатывается на площадку хранения.
*- на отечественный металл жаловался еще АвтоВАЗ во времена СССР, в 80-х почти полностью перейдя на импортный. Примечательно, что ижевские Москвичи 70-х г. в. держали родную краску на днище по 25-30 лет, цифра для современных авто из области фантастики, и им отечественный металл совершенно не мешал.
Проблемы и перспективы завода Хавал
Нынешние сложности не обошли стороной и китайское предприятие. Перед строительством стороны пришли к соглашению о предоставлению заводу ряда льгот, втч на импорт оборудования. Но летом 2022 соглашение продлено не было, по слухам, после бесплодных переговоров на эту тему китайцы пригрозили вывезти оборудование назад в Китай.
Ряд экспертов тогда сошлись во мнении, что власть пытается показать партнерам «кто в доме хозяин», но учитывая связи Хавала на наивысшем уровне в обеих странах, в это верилось мало. А сейчас, после обнародования планов правительства РФ о фактической реквизиции прибыли ряда крупных корпораций, становится понятно, что государству уже не до раздачи льгот.
Тем не менее, даже несмотря на возникшие сложности с выпуском новой модели Дарго, китайская сторона смотрит в будущее с осторожным оптимизмом и постепенно патентует (речь не о сертификации узлов или ОТТС, это более более отдаленные этапы) в России ряд своих новых моделей.
И если Haval H6 Supreme+ по сути люксовая модификация или комплектация уже известной на российском рынке модели, то GW Tank 500 принципиально новая модель рамного внедорожника, по габаритам и характеристикам сопоставимая с Тойота Ленд Крузер, возможно, призванная сменить Н9.
Кстати, именно эта модель изредка попадается с черными армейскими номерами. Локализация производства теоретически позволяет получить статус поставщика для ВС РФ. А то генерал, засветившийся на технике вероятного противника, рискует в скандал попасть, а ездить на УАЗиках высшему комсоставу почему-то совсем не хочется.
И, наконец, Хавал стал единственным пока производителем, чьи новые автомобили модели Ф7 представлены в Донбассе. Да, неофициально, в хозтоварном универмаге и по конской цене в 3,2 млн руб. Но лиха беда начало… Так что, несмотря на все проблемы и сложности, оптимизм китайцев в планах выпускать по 150 тыс авто на своем заводе имеет некоторые основания…