Четыре ведущих колеса в наших условиях существенное преимущество. Как на дороге, точнее, бездорожье, так и в конкурентной борьбе за кошельки покупателей на авторынке. Потому китайцам пришлось «прикрутить» полный привод Джолиону, иначе исключительно моноприводный автомобиль вряд ли смог претендовать на звание кроссовера по российским меркам.
Прикрутить в том плане, что на других рынках в 2022 г. полноприводного Джолиона вовсе нет. На родном китайском машина идет с двигателем 143 л. с. и передним приводом, на других 150-сильный мотор добавляется, но в комплекте с гибридной установкой. В России же гибриды мало кому интересны, зато полный привод востребован куда больше.
Вот и пришлось китайцам по быстрому сообразить на коленке полноприводную версию для российских покупателей, благо агрегаты можно позаимствовать от других моделей. Но у такого подхода на практике выявились свои минусы, на настройку режимов работы, доводку системы до ума времени откровенно не хватило.
По аналогии с компьютерами «железо» поставили добротное, а софт накатили неважный, в результате система работает так себе. Утешает, однако, тот факт, что перепрошить все таки проще, чем менять агрегаты, и может быть когда-нибудь руки у китайцев до этого дойдут.
Конструкция…
Конструктивно привод на задний мост у Джолиона аналогичен другим кроссоверам Хавал. Карданный вал постоянного вращения передает момент на муфту включения заднего моста фирмы Борг-Варнер, она же Халдекс 5 поколения. Муфта по команде электроники смыкает диски и момент через неё начинает поступать на главную пару и дифференциал, расходясь далее по колесам.
Если представить работу Халдекса упрощенно, то это многодисковое сцепление, управляемое электроникой посредством сложного гидропривода. В результате взаимодействия электроники и гидравлики меняется давление в рабочей полости кольцевого поршня, а он, в свою очередь, с большей или меньшей силой сжимает пакет фрикционов, тем самым дозируя величину передаваемого крутящего момента.
…и нюансы работы полного привода
Вот в этих командах и кроется проблема, они поступают очень поздно. Хотя на других моделях того же Хавала электроника настроена куда адекватней. В принципе, она вообще предугадывать сложные условия может и подключить задний мост заранее. Но, по отзывам, у Джолиона этот момент сильно запаздывает, передние колеса уже яму роют, а задние еще раздумывают, включаться им или и так сойдет…
Даже если предположить отсутствие электроники, спасти ситуацию могла бы банальная кнопка принудительной блокировки муфты, но, похоже, китайцы об этом просто не подумали. А пока наши водители нашли свой выход из положения: включение режима «Снег».
В нем не управление муфтой живее, а наоборот, передний мост становится более «сонным» из-за более вялой реакции двигателя, но разница в нарастании крутящего момента все равно уменьшается и выехать из снежной ловушки получается намного легче.
К той же недоведенности можно отнести и отсутствие электронных имитаций блокировок дифференциала. Понятно, что о настоящих говорить не приходится, их и на более серьезных автомобилях нечасто встретишь, но отсутствие даже имитаций, практически обязательных сейчас не только для кроссоверов — просто халатность конструкторов.
Еще один нюанс, распределение тяги между мостами. Тут тоже не подумали, по ощущениям тестировщиков, на зад достается слишком много момента и машина на скользкой дороге норовит вилять кормой. Проще говоря, газанув на раскатанном повороте, легко уйти в занос.
В результате неясно, на бюджетный автомобиль поставили довольно дорогую муфту Халдекс, но не дали ей возможность реализовать свои преимущества. А ставили тогда зачем, для галочки в отчете?
Утешает лишь то, что эти недостатки, в принципе, исправимы и, возможно, китайцы все-таки доведут не самую плохую машину до ума, пусть и задним числом. Но что интересно, некоторым испытателям показалось, что версия робота для полного привода GW7DCT1-A02 в плане поведения адекватней переднеприводной. А вот разницу между режимами движения многие сочли слабо выраженной.
Режимы движения
Они одинаковы как для передне, так и для полноприводной версии:
- Standard, для нормальных условий;
- Eco, при желании сэкономить некоторое количество бензина;
- Sport, подчеркнуто выраженные реакции на газ;
- Snow, придушивает двигатель в начальной фазе набора оборотов.
Именно это «придушивание» и делает режим полезным для бездорожья вообще, не только снега, поскольку никаких других способов управления системой полного привода у Джолиона не предусмотрено вовсе. Не считая, конечно, официальных советов отключать ESP для сложных дорожных условий.
Итоги и выводы
Кроссоверный способ организации полного привода, посредством муфты подключения заднего моста, и так имеет ряд недостатков, но в случае с Джолионом разгильдяйское отношение проектировщиков еще и похоронило значительную часть достоинств. Но, теоретически, исправить ситуацию еще можно.