Корпорация Хавейл позиционирует Dargo как самый внедорожный из своих кроссоверов, разместив его во внутренней табели о рангах между F7 и H9. Но в российском исполнении машина лишена одного из компонентов, определяющих фактор проходимости — блокировки заднего дифференциала. Насколько это повлияло и вообще, новичок покоритель направлений или дачный проходимец? Тест-драйв Haval Dargo на бездорожье расставит точки над «i».
Теория вопроса
В общем случае сама идея кросовера сводится к простой формуле: «больше проходимости за минимальные деньги». Отсюда и типичный результат конструкторов, компромиссы и полумеры: несущий кузов, но с увеличенным клиренсом, подключаемый полный привод, но с ограничением по передаваемому крутящему моменту.
Настоящего полного привода с механическими блокировками дифференциалов, когда даже одно колесо, имеющее зацепление с дорогой, способно вытащить застрявшую машину, сейчас и на «настоящих» внедорожниках практически не бывает, тем более наивно искать его на кроссоверах. Слишком дорогое удовольствие.
Технологический прогресс дал альтернативу, частично ситуацию спасает электроника, например, она может имитировать блокировку дифференциала подтормаживанием буксующего колеса. Но она же зачастую служит источником новых проблем, вмешиваясь в управление в самое неподходящее время. Примерно так получилось и на Дарго.
…и практика
На практике Дарго оказывается на бездорожье неплох, но о какой-то феноменальной проходимости говорить не приходится. Благодаря энергоемкой подвеске машина может довольно бодро, до 80 км/ч, идти по грунтовке, напоминая при этом своими повадками Дастер. Но на скорости отмечается склонность Дарго к продольной раскачке, обратная сторона относительной мягкости подвески.
Но это если грунтовка сухая и относительно ровная. На пересеченной местности и мокрой грунтовой колее начинаются нюансы. Глинистый подъем на фото выше блогер на Дарго штурмовал долго и упорно. Мощности в 192 л. с. вроде бы достаточно, однако робот раз за разом прямо посреди подъема подтыкал вторую передачу, пока в один прекрасный момент вовсе не разомкнул оба сцепления.
Водитель варьировал различные режимы движения, включал и выключал системы помощи, и на одной из комбинаций ему улыбнулась удача, машина, хоть и бешено шлифуя глину, все-таки выбралась наверх. Но что именно привело к успеху, так и осталось загадкой. Рецепт нашелся на данный конкретный случай, но 8 режимов — слишком много, чтобы с ходу запомнить все оттенки поведения авто.
А вот в другом случае, уже на сухом подъеме, Дарго капитулировал без вариантов. Передние колеса беспомощно гребли под авто пыль и мелкие камушки, но вытянуть Дарго наверх так и не смогли. Причина в конструкции кроссовера: на подъеме передние колеса разгрузились и стали буксовать, задние, наоборот, догрузились.
Но муфта подключения заднего моста может передать на него не более половины крутящего момента, чего оказалось недостаточно для преодоления подъема. В данном случае Дарго тестировали китайские блогеры, наши наверняка бы попробовали развернуться и попытаться заехать задом, но не судьба…
Еще одна типичная ситуация — диагональное вывешивание. По идее, для неё предназначен специальный режим у Дарго, «выбоины». Он, если верить руководству по эксплуатации, отключает ESP, увеличивает преднатяг муфты итд итп. Но на практике оказалось, что для ухабов он далеко не самый удобный, машина просто вращала вывешенным, не особо и пытаясь выбраться.
Выехать удалось все на той же «грязи», что и в первом случае. Похоже, именно этот режим будет универсальным, на все случаи жизни, а остальные внедорожные только для счета.
«Прозрачный капот» и другая электроника
Несмотря на довольно загадочную ходовую электронику, выяснять нюансы работы которой придется уже владельцам автомобиля методом научного тыка, иначе говоря, перебором всех возможных вариантов, у Дарго есть функционал однозначно полезный на бездорожье, в первую очередь, «прозрачный капот».
Идея не новая и сводится к тому, чтобы на экран мультимедиа выводить картинку того, что находится непосредственно перед колесами. Но ранее такой функционал реализовывался лишь во внедорожниках и кроссоверах выше классом.
Технически это симуляция, никто под колеса камеру ставить не будет. Компьютер просто «запоминает» картинку впереди с основной камеры и когда авто подъезжает к заснятому ранее месту, «подкладывает» её под колеса.
Фишка Дарго в доведенности до ума этой функции, качественном исполнении. Причем «прозрачный капот» работает и при движении задним ходом, тогда прозрачным можно сделать весь автомобиль, на экране останутся только колеса.
Из других можно отметить «вид сверху» с прорисованными траекториями движения или картинку с видом управляемых колес. Понятно, что опытному водителю подобный функционал не особо нужен, у него это все просчитывается автоматически в голове, а вот начинающему лишним точно не будет. Газовать враскачку, свесившись из открытой двери и визуально наблюдая за процессом, нынче не все умеют.
UPD: Haval Dargo на снегу
Во многих регионах России уже установился снежный покров и появились видео покатушек на Дарго по снегу, анализируя которые можно сделать ряд выводов:
-
Выехать удалось все на той же «грязи», что и в первом случае. Похоже, именно этот режим будет универсальным, на все случаи жизни, а остальные внедорожные только для счета.
Прогноз подтвердился чуть более, чем полностью. На штурме заснеженного подъема самым эффективным оказался режим «грязь», остальные больше мешают, придушивая двигатель, причем талантливо выбирая самый неподходящий момент.
- По плотному снегу Дарго не ездок. Там нужна полная блокировка муфты, а даже микроскопической разницы в пробросе момента на задний мост хватает, чтобы авто зарылось сначала передними, а потом задними колесами. Благодаря мощному двигателю машина закапывается мгновенно. Несколько секунд буксования и памятник самонадеянному водителю на снежном постаменте готов. Испытанные заодно цепи оказались бесполезными, порвавшись за секунды, и даже выдергивание буксиром получилось не с первого раза, слишком капитально зарылся Дарго.
Выводы: как бы брутально не выглядел кроссовер, без хорошей лопаты на нем с расчищенных дорог сворачивать не стоит.
Итоги и выводы
В общем, Хавейл Дарго на бездорожье ведет себя +/- аналогично другим кроссоверам, но доскональное изучение его повадок даст водителю некоторое преимущество. А вот если удастся активировать блокировку заднего дифференциала, Dargo однозначно станет на голову выше своих коллег.